Среда, 15.05.2024, 04:56
Методическая копилка учителей Изумруднинской СОШ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ТЕМА «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ АКТУАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ» 

Автор: Черненко Надежда Николаевна

Обоснование актуальности

Социальные свойства личности имеют такой значимый показатель как социальный интерес. Для подростков социальный интерес – это одно из центральных социальных новообразований личности. В поведении личности с устойчивым социальным интересом можно наблюдать высокий уровень готовности исполнения своих возможностей, способностей для оказания поддержки другим людям, готовность поделиться тем, что принадлежит тебе. Для личности с развитым социальным интересом характерно умение показать, что ты понимаешь и ценишь мысли других людей, проявляя стремление работать вместе ради достижения общей цели или общей пользы. Важно сформировать жизненно необходимые качества у ребёнка, чтобы он мог ориентироваться в современных условиях жизни, имел социально адаптированный жизненный уклад. 
Социализация личности – это процесс адаптации к условиям и особенностям окружающей действительности. И в этом процессе адаптации школьный музей занимает одно из приоритетных мест и способен оказать неоценимую помощь в развитии социализации личности.

Ведущая педагогическая идея 
Особенность школьного музея состоит в том, что он даёт возможность для реализации и социализации учащимся в силу того, что деятельность в школьном музее многоплановая. Школьный музей способен стать центром для успешной социализации учащихся. Именно в этом и состоит приоритетная и значимая роль музея. Какие возможности даёт школьный музей для успешной социализации учащихся?
1. Учащихся, стремящихся к чему-то новому, необычному, интересному лучше заинтересовать поисковой деятельностью.
2. Учащихся, склонных к проектно-исследовательской деятельности, можно заинтересовать работой в фонде музея.
3. Учащихся, коммуникативно способных, с хорошей дикцией, желающих быть в центре внимания необходимо заинтересовать и приближать к экскурсионной и лекционной деятельности.
4. Учащихся, одарённых творческими способностями, талантливыми в художественно-прикладном искусстве, необходимо заинтересовать оформительской деятельностью.
Школьный музей как основа для самореализации и адаптации в школьном социуме даёт возможность учащимся чувствовать себя по настоящему значимыми в области музееведения, где они способны добиться определённого результата и успеха.

Целеполагание
Целью своей работы я считаю приобщение учащихся к данному виду деятельности, учитывая склонности, способности, индивидуальные умения и навыки через личностно- ориентированный подход в воспитании. Суть в том, чтобы идти от ребёнка к деятельности, от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, опираться на его интеллектуальный потенциал, который необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать её, принимать её, верить в неё, создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, понимать причины детского незнания, непонимания и устранять их, не нанося ущерб достоинству ребёнка – моё педагогическое основополагающее жизнетворчество. 

Теоретическое обоснование
Изучая опыт по теме «Возможности школьного музея в процессе социализации и адаптации личности как один из способов включения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность», ссылаюсь на авторское научно-теоретическое обоснование работы Н.А.Агапеевой 
(«Меняющийся музей в меняющемся мире», журнал «Юный краевед»)
«Музей в школе – это, прежде всего, результат поисковой и исследовательской работы, которая учит «смотреть вокруг себя», «видеть», учит получать знания из самой жизни» (Н.А.Агапеева, журнал «Юный краевед», авторская научно-теоретическая работа «Меняющийся музей в меняющемся мире», с. 129) и на авторское обоснование работы А.В. Крючкова («Школьный музей: становление и возможности социализации подрастающего поколения», авторская работа) 
«Музей в школе – это способ подачи новой информации через самостоятельную, активную, познавательно-исследовательскую деятельность, в которой учащиеся выступают в роли созидателей. Успешность подобной деятельности измеряется уровнем результативности и подготовленности, в определённой степени профессионализмом участников на определённом этапе ведущей деятельности» (А.В. Крючков «Школьный музей: становление и возможности социализации подрастающего поколения», авторская работа, Москва, «Просвещение» 2007 год, Издательство «Научная мысль»)
Используя данный опыт по теме «Возможности школьного музее в процессе социализации и адаптации личности как один из способов включения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность», ведется частичное применение ключевых аспектов данных авторов на практике в поисково-исследовательской деятельности на базе школьного музея. 
Н.А.Агапеева в своей работе «Меняющийся музей в меняющемся мире» обосновывает теоретический аспект широких возможностей поисково-исследовательской деятельности на базе школьного музея.
«Именно школьный музей является центром исследовательской активности учащихся, на базе которого учащиеся получают всё многообразие необходимой информации, а также приобщает учащихся к настоящей поисковой исследовательской деятельности не в роли стороннего наблюдателя, а полноправного участника» (Н.А.Агапеева 
«Меняющийся музей в меняющемся мире», журнал «Юный краевед», Москва – 2007, Издательство «Просвещение» с.129)
  А.В. Крючков в своей работе «Школьный музей: становление и возможности социализации подрастающего поколения» даёт пояснение, обобщая теоретические и практические возможности учащихся, накопленные умения и навыки, учитывая возрастные способности при выполнении определённой ведущей деятельности. 
«Пересечение интересов, возможностей, способностей, динамичности развития личности, учитывая одарённость учащихся, творчество и активную жизненную позицию, а также культуру общения детей и взрослых, где происходит саморазвитие ученика, становление его как личности с учётом индивидуальных способностей».
  Эти авторы близки мне по сходству целей их исследований с моими. Используя данный опыт работы Н.А. Агапеевой и А.В. Крючкова, буду изучать их опыт и частично применять его в своей деятельности.

Собственно описание опыта
  «Памятной книгой человечества» назвал музеи А.В. Луначарский. И с этим нельзя не согласиться, ибо собранные и представленные в них документы и реликвии воссоздают картины прошлого, поддерживают связь времён и поколений. Музейная деятельность и социальная адаптация личности ребёнка неразрывно связаны между собой, поскольку одно взаимодействует с другим, открывая широкое поле деятельности. Философская мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа».
  Одна из составляющих процесса воспитания – это формирование и развитие патриотических чувств. Одним из способов формирования и развития патриотизма является поисково-исследовательская деятельность.
Развивать важные умения, навыки и качество новой работы в школьном музее, применять их в различных ситуациях социального окружения, уметь выстраивать свою деятельность параллельно с другими людьми, адаптироваться в школьном и поселенческом социуме, уметь прогнозировать и оценивать свой результат, стремиться к сотрудничеству, строить своё общение в форме субъектно-субъектных отношений с окружающими людьми.
  Любовь к малой Родине, развитие интереса к изучению истории родного края, села через практическое участие в работе школьного музея, создание условий для самореализации через конкретные дела патриотической направленности, формирование в сознании и в чувствах ребят уважения к старшему поколению, к традициям, культуре и историческому прошлому своего села – одно из приоритетных условий нравственно-патриотического воспитания. На конкретных примерах при проведении экскурсий и выставок учащиеся приобщаются к истокам памяти села, узнают много нового и интересного о своих односельчанах, что нередко приводит детские души в восторг и восхищение за жителей своего села.
  При оформлении экспозиции «Наш ветеран – участник Берлинской операции», посвященной памяти наших односельчан в Великой Отечественной войне, дети узнают, что один из ветеранов войны – Подойкин Пётр Терентьевич – житель нашего села, участник Берлинской операции. И это чувство причастности малой Родины к великой России, чувство гордости осталось непоколебимым в детских сердцах и душах. Особое чувство гордости вызывают у детей реликвии музея и сам музей как хранилище этих реликвий. В нашем музее есть особенные вещи и предметы быта, которые действительно воспроизводят особое чувство гордости за свою малую Родину. Музей имеет комнату, оформленную в духе 50-х годов. Жители смогли сохранить эти вещи. Села в эти годы не было, но эти экспонаты они везли с собой зная, что это важно. Теперь они находятся в нашем музее и составляют огромную ценность. Это и старинная прялка – семейная реликвия, и патефон, и часы с кукушкой, гири которых сделаны в форме еловых шишек, и магнитола 60-х годов, полочки, старинная бытовая утварь. Все это удивляет детей, когда они видят старинные вещи и предметы быта, которые в современном домашнем интерьере отсутствуют, тогда они лучше начинают понимать своих дедушек и бабушек и проявляют огромное уважение к старшему поколению. В тесной домашней обстановке «за порогом старой квартиры» в школьном музее дети знакомятся с памятью и историческим прошлым родного края. 
  Работа в школьном музее сопряжена с воспитанием лучших человеческих качеств и нет таких детей, которые побывав в музее, остались бы равнодушными. И обстановка, и конкретные предметы быта, и вещи, и эстетическое оформление – всё это влияет на воспитание у детей лучших качеств характера. Они становятся более воспитанными, организованными и действительно лучше.
  Погружение в эпоху, в то время, когда жили люди, как умели трудиться – встреча этих двух эпох и поколений, когда дети видят, то чем дорого и памятно было время, в котором жило старшее поколение, достойно одного – проявления уважения, хранение памяти и чувства гордости за малое и великое.

 Описание результатов и критериев результативности
  В Книге Отзывов нашего школьного музея хранится немало записей тех, кто его посетил. Вот некоторые из них: 
«Удивительно, что в таком молодом селе, сохранены такие старинные вещи. Лично мне 40 лет и многие вещи мне напомнили моё детство. Храните память и знакомьте с историей детей». (Кришкалиус В.О., 1.04.2009 г., марафон «Нововаршавка – Изумрудное») 
«Вот она настоящая музейная педагогика! Уникальное собрание экспонатов, выставки, экспозиции, разнообразие направлений вызывают положительные эмоции». (Бородавко Татьяна 1.04.2009 г., марафон «Нововаршавка – Изумрудное») 
«Выражаем своё уважение создателям музея. Наше прошлое – двигатель будущего! Вы очень много для этого сделали, спасибо вам. (Учащиеся МОУ «Ермаковская СОШ», 10.04.2009 г., «Ученик года»
  Результаты моей музейной деятельности наглядно проявляются в Книге Отзывов школьного музея. Эти записи являются критерием эффективности моей деятельности. Считаю, что именно музейная деятельность приобщает детей к культуре, к различным сферам профессионального выбора в области музееведения. Там, где среда создаёт соответствующие задачи, выдвигает новые требования, побуждает, стимулирует ребёнка, развивает его интеллект, мышление, творчество, заложенные в нём с детских лет, в дальнейшем находят свои высшие формы развития и воплощаются в действительности.
«Правильно организовать воспитание в подростковом возрасте – это значит добиться того, чтобы каждый подросток раскрывал себя именно в той деятельности, которая в наибольшей мере соответствует его задаткам» (В.А. Сухомлинский «Книга для учителя», Москва, «Просвещение» - 1989г.)

Указание перспектив развития
  Это только начало моей деятельности в этом направлении, считаю такую деятельность своим жизнетворчеством, где выражается востребованность и результативность. Перспективы развития воплощают в себе дух новизны и переустройства в плане новых идей, которые подразделяются на два больших раздела, отражающие создание различного вида деятельности, направленные на развитие интеллектуального потенциала, коллективно-творческих умений и навыков и организаторских способностей учащихся. Перспективу своей работы на базе школьного музея вижу в том, чтобы каждый ребёнок душой и сердцем прочувствовал тот момент своей сопричастности, когда мог с уверенностью сказать: «Да, я тоже здесь оставил память о себе, своим трудом, творчеством на благо родного села»

Литература:
Н.А.Крючков «Школьный музей»
Н.А.Агапеева «Меняющийся музей в меняющемся мире»
Т.А.Орешкина «Героико-патриотическое воспитание в школе»
Журнал «Юный краевед»
Журнал «Сельская школа»
Книга Отзывов школьного музея МОУ «Изумруднинская СОШ»
   
   


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uCoz