Вторник, 14.05.2024, 21:32
Методическая копилка учителей Изумруднинской СОШ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Профилактическая программа "Защити себя от насилия".
Социальный педагог Саренко В.А. 
Адресность: программа направлена на помощь учащимся из семей социального риска.
Актуальность: С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей. Наряду с общим сокращением рождаемости растет число детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях на грани развода. В результате в неблагополучных семьях «степень» невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.
Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидам, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями.
Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что их главная задача — обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия, а его воспитание — дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.
Рост насилия над детьми в семье имеет множество форм — от эмоционального и морального давления до применения физической силы. Самая неприглядная сторона в семейных отношениях — физическая расправа над ребенком. От произвола родителей страдает ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством.
Научно-концептуальная основа: Семья социального риска — семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Семья социального риска может быть названа социально незащищенной, так как ограничены ее возможности в получении от государства, общества помощи в решении семьей проблем, актуальных для выполнения ею основных гуманитарных и социальных функций.
Правовая основа: в России основными законодательными актами, обеспечивающими защиту прав детей, является Семейный кодекс, 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», 120-ФЗ «О профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушениях несовершеннолетних», 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Перечисленные законы создают правовую основу системы государственной защиты детства и, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (ратифицированная в 1990), предусматривают как совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав детей, так и создание особых структур, функцией которых является защита прав детей. Это органы опеки и попечительства, службы и учреждения различных ведомств. 

Цель: помочь учащимся из семей социального риска защитить себя от насилия и жестокого обращения со стороны родителей.

Задачи:  
содействие формированию у несовершеннолетних здорового образа жизни;
воспитание отрицательного отношения у учащихся к вредным привычкам;
формирование основ правовых знаний;
развитие толерантного отношения подавляющего собственную агрессию.


Содержание работы:

Социальные проблемы
Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:
— резким социально-экономическим расслоением общества,
— постоянным дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы,
— ростом скрытой и явной безработицы,
— нарастанием вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность, развитие и воспитание каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей.

Об остроте социальных проблем современной семьи в изменяющемся российском обществе главным образом свидетельствуют:
— сознательное ограничение числа детей в семье,
— увеличение числа неполных семей,
— рост числа разводов и нестабильных браков,
— ухудшение физического и психического здоровья детей.
Интенсивно снижается уровень материального благосостояния семьи. 
В труднейших материальных условиях находятся:
— большинство матерей-одиночек,
— семьи с детьми-инвалидами, с родителями-инвалидами,
— многодетные семьи,
— семьи с малолетними (до 3 лет) детьми,
— семьи беженцев и вынужденных переселенцев,
— семьи безработных с несовершеннолетними детьми.

Работа с педагогами:
1. Беседы специалиста из Центра социальной помощи населению с классными руководителями по теме «Агрессивность».
2. Работа библиотекаря.
3. Работа социального педагога.
4. Работа совета учреждения.
5. Педсоветы.

Работа с родителями:
1. Конференция с родителями (о внесении в Устав школы изменений, связанных с реализацией профилактиктической программы «Защити себя от насилия»).
2. Родительские собрания по теме «Агрессивность».
3. Собрания по группам.
4. Индивидуальная работа (с привлечением узких специалистов).
5. Уроки в «семейных гнездах».
6. Привлечение родителей к проведению школьных тематических и спортивно-массовых мероприятий.
7. Родительские уроки.
8. Круглый стол «Учителя - родители - дети»

Работа с детьми:
1. Классные часы с правовой тематикой с учетом возрастных особенностей детей.
2. Обсуждение проблемы насилия в школьно-поселковой газете.
3. Ролевые игры с учетом возраста по соответствующей тематике.
4. Беседы с детьми из группы риска (индивидуальная работа специалиста).
5. Уроки по этике и психологии семейных отношений.
6. Литературные вечера.
7. Уроки обществознания по теме «Семья и отношения в семье».
8. Семейные уроки в «семейных гнездах».
9. Диагностика уровня агрессивности.

Причины.
Из всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т. е. нарушения во внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, важны в первую очередь не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а ее психологический климат.
Для сохранения естественных семейных условий жизни и развития детей, снижения социального сиротства и жестокого обращения необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на:
— упрочение родительской ответственности за создание благоприятных условий для развития и воспитания детей в семье;
— государственную поддержку социально незащищенной семьи;
— создание государственной системы служб сопровождения социально незащищенных семей;
— формирование общественных отношений, признания как социальной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях семейного воспитания
По данным психолого-педагогических и социологических исследований причиной возникшего кризиса является ухудшение социально-политических и экономических условий в стране, утрата традиций семейного воспитания, складывавшихся веками и впитавших тысячелетний опыт русской национальной культуры. 
Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к унижению человеческого достоинства и, в конечном счете, уничтожению личности ребенка, к разрушению нравственных, духовных основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности, беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность, к росту числа психически нездоровых детей. Статистика показывает, что дети подвергаются насилию не только в неблагополучных семьях маргиналов, но и в семьях, где есть оба родителя, где семья имеет достаточное материальное обеспечение. 
Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети. Чаще всего жертвами физического насилия со стороны родителей становятся дети от 12 до 17 лет. Ситуация ухудшается с возрастом детей, достигая пика для 15—17-летних (14,2 случая на 1000). Тот же показатель гораздо ниже для дошкольников (6,3 на 1000). В то же время случаи плохого ухода и пренебрежение со стороны родителей, напротив, чаще фиксируются в младшей возрастной группе (23 % случаев касаются детей от рождения до двух лет). 

Профилактическая деятельность:
Сущность педагогической профилактики насилия над детьми в семье заключается в совокупности предохранительных действий, направленных на помощь и поддержку детей в ситуации духовного кризиса семейного воспитания. Задачами педагогической профилактики являются осмысление педагогами, родителями и детьми феномена семейного насилия, его причин и последствий; гармонизация отношений родителей и детей; сотрудничество семьи, школы и общественных организаций. 
Педагогическую профилактику целесообразно осуществлять по трем направлениям: 
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
2.Поддержка и помощь семье в ситуации духовного кризиса.
3.Ориентация деятельности школы на формирование у детей и подростков системы нравственных ценностей. 
Педагогическая профилактика семейного насилия предусматривает следующие способы реализации:
— повышение духовного уровня педагогов, родителей и детей; взаимодействие семьи, школы, общественных организаций, 
— создание системы просветительской работы (лекции, семинары, родительские собрания, лагеря отдыха и клубы для родителей и детей и т. п.),
— деятельность реабилитационных центров для детей и родителей.

Логика построения:
1.Обоснование проблемы.
2. Выявление причин агрессивного поведения.
3. Профилактическая работа с семьями социального риска.
4. Результаты.

Ожидаемый результат:
- снижение агрессивности в семьях социального риска.
Сроки реализации: 3 года.
Критерии эффективности:
повторная диагностика по итогам реализации программы снижение агрессивности детей


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uCoz