Тема: Природный комплекс. Автор: Якимчук Татьяна Васильевна, учитель географии. Цели урока: Учебная – сформировать элементарное представление о природном комплексе как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое- географическую оболочку. Развивающая - развивать умение работы с научно-справочной литературой( учебником , словарем, атласом) Воспитательная – способствовать росту познавательной самостоятельности школьников
Оборудование: учебник, атлас Омской области, словарь С.И.Ожегова, портрет В.И. Вернадского. Ход урока: I. Организация учащихся на урок. II. Целеполагание. Вопрос. Обратите внимание на тему урока на доске и предположите, что сегодня вы должны узнать. Предполагаемый ответ ученика. Природа- это все, что окружает нас: воздух, вода, растения, животные, почва, горные породы. Со словом комплекс учащиеся не знакомы, цель - узнать его смысловое значение и содержание географического термина природный комплекс и многообразие природных комплексов.
III. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации на уроке. 1.1Вводная информация Вопрос. Какие слова близкие по значению к слову комплекс вы знаете? ( Создание психологического дискомфорта) 1.2 Наводящая информация. Какой источник информации вы можете использовать? ( Словарь С.И. Ожегова ) 1.3 Дополнительная информация. Комплекс – это сочетание чего-нибудь .(значение из словаря ) 1.4 Разрешение проблемной ситуации. В результате ответа школьники приходят к обобщающему выводу. Природный комплекс- сочетание живой и неживой природы: воздуха, воды, растений , животных, почв, горных пород.
2 Организация работы с учебником и работы в тетради. 2.1 Соотнесение наработанной информации с определением ПК в учебнике и составление схемы ПК в тетради и на доске.(Приложение 1). 2.2 Решение проблемной задачи. -Вводная информация Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения. Вопрос. Почему расплодились мыши , от которых погибли растения?
-Поиск путей решения проблемы, применение известных способов действия. Предполагаемый ответ. Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность.
-Нахождение решения. В этом природном комплексе нарушено сочетание компонентов. Вопрос. Как можно показать связь между компонентами ПК на схеме? ( Учащиеся устанавливают связи между компонентами, приводят свои примеры, показывают на схеме стрелками) (Приложение 2)
2.3 Составление опорного конспекта в тетради ( источник знаний - атлас Омской области) №
| Название пк
| растения
| животные
| 1
| Водоем
|
|
| 2
| Луг
|
|
| 3
| Лес хвойный
|
|
|
Предполагаемый вывод учащихся по О.К. Природные комплексы разнообразны и неповторимы. 2.4 Рассказ учителя. Все компоненты природы взаимодействуют и образуют единую оболочку, которая называется географической. Географическая оболочка самый большой природный комплекс. Ее составляют оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Условия в географической оболочке оказались благоприятными для развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они создали «живую» оболочку Земли - биосферу. Учение о биосфере разработал академик Владимир Иванович Вернадский.
IV Закрепление изученного материала 1.4 Создание игровой ситуации. Найди «белую ворону» - Сосна, ель, рысь, карась.( карась из другого ПК - водоема) -Гидросфера, почва, литосфера, биосфера, атмосфера (почва - компонент) -Заяц, волк, косуля, олень (волк - хищник) -Океан, луг, овраг, озеро (океан - крупный ПК) 2.4 Выполнение вопросов и заданий после текста параграфа.( 1,3,5 )
V Домашнее задание: 1 уровень: знать, что обозначают географические термины ПК, географическая оболочка, биосфера, уметь приводить примеры разнообразных ПК 2 уровень : приведите примеры того , как в результате изменения одного компонента меняется весь природный комплекс 3 уровень: докажите, что Мировой круговорот воды связывает компоненты географической оболочки.
VI Итог урока (рефлексия)
|