Тема: Природный комплекс.
Автор: Якимчук Татьяна Васильевна, учитель географии.
Цели урока:
Учебная – сформировать элементарное представление о природном комплексе как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое- географическую оболочку.
Развивающая - развивать умение работы с научно-справочной литературой( учебником , словарем, атласом)
Воспитательная – способствовать росту познавательной самостоятельности школьников
Оборудование: учебник, атлас Омской области, словарь С.И.Ожегова, портрет В.И. Вернадского.
Учебная – сформировать элементарное представление о природном комплексе как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое- географическую оболочку.
Развивающая - развивать умение работы с научно-справочной литературой( учебником , словарем, атласом)
Воспитательная – способствовать росту познавательной самостоятельности школьников
Оборудование: учебник, атлас Омской области, словарь С.И.Ожегова, портрет В.И. Вернадского.
Ход урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Целеполагание.
Вопрос. Обратите внимание на тему урока на доске и предположите, что сегодня вы должны узнать.
Предполагаемый ответ ученика. Природа- это все, что окружает нас: воздух, вода, растения, животные, почва, горные породы.
Со словом комплекс учащиеся не знакомы, цель - узнать его смысловое значение и содержание географического термина природный комплекс и многообразие природных комплексов.
III. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации на уроке.
1.1Вводная информация
Вопрос. Какие слова близкие по значению к слову комплекс вы знаете?
( Создание психологического дискомфорта)
1.2 Наводящая информация.
Какой источник информации вы можете использовать?
( Словарь С.И. Ожегова )
1.3 Дополнительная информация.
Комплекс – это сочетание чего-нибудь .(значение из словаря )
1.4 Разрешение проблемной ситуации.
В результате ответа школьники приходят к обобщающему выводу.
Природный комплекс- сочетание живой и неживой природы: воздуха, воды, растений , животных, почв, горных пород.
2 Организация работы с учебником и работы в тетради.
2.1 Соотнесение наработанной информации с определением ПК в учебнике и составление схемы ПК в тетради и на доске.(Приложение 1).
II. Целеполагание.
Вопрос. Обратите внимание на тему урока на доске и предположите, что сегодня вы должны узнать.
Предполагаемый ответ ученика. Природа- это все, что окружает нас: воздух, вода, растения, животные, почва, горные породы.
Со словом комплекс учащиеся не знакомы, цель - узнать его смысловое значение и содержание географического термина природный комплекс и многообразие природных комплексов.
III. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации на уроке.
1.1Вводная информация
Вопрос. Какие слова близкие по значению к слову комплекс вы знаете?
( Создание психологического дискомфорта)
1.2 Наводящая информация.
Какой источник информации вы можете использовать?
( Словарь С.И. Ожегова )
1.3 Дополнительная информация.
Комплекс – это сочетание чего-нибудь .(значение из словаря )
1.4 Разрешение проблемной ситуации.
В результате ответа школьники приходят к обобщающему выводу.
Природный комплекс- сочетание живой и неживой природы: воздуха, воды, растений , животных, почв, горных пород.
2 Организация работы с учебником и работы в тетради.
2.1 Соотнесение наработанной информации с определением ПК в учебнике и составление схемы ПК в тетради и на доске.(Приложение 1).
2.2 Решение проблемной задачи.
-Вводная информация
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.
Вопрос. Почему расплодились мыши , от которых погибли растения?
-Поиск путей решения проблемы, применение известных способов действия.
Предполагаемый ответ. Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность.
-Нахождение решения.
В этом природном комплексе нарушено сочетание компонентов.
Вопрос. Как можно показать связь между компонентами ПК на схеме? ( Учащиеся устанавливают связи между компонентами, приводят свои примеры, показывают на схеме стрелками) (Приложение 2)
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.
Вопрос. Почему расплодились мыши , от которых погибли растения?
-Поиск путей решения проблемы, применение известных способов действия.
Предполагаемый ответ. Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность.
-Нахождение решения.
В этом природном комплексе нарушено сочетание компонентов.
Вопрос. Как можно показать связь между компонентами ПК на схеме? ( Учащиеся устанавливают связи между компонентами, приводят свои примеры, показывают на схеме стрелками) (Приложение 2)
2.3 Составление опорного конспекта в тетради ( источник знаний - атлас Омской области)
№ | Название пк | растения | животные |
1 | Водоем | ||
2 | Луг | ||
3 | Лес хвойный |
Предполагаемый вывод учащихся по О.К. Природные комплексы разнообразны и неповторимы.
2.4 Рассказ учителя.
Все компоненты природы взаимодействуют и образуют единую оболочку, которая называется географической. Географическая оболочка самый большой природный комплекс. Ее составляют оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Условия в географической оболочке оказались благоприятными для развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они создали «живую» оболочку Земли - биосферу. Учение о биосфере разработал академик Владимир Иванович Вернадский.
IV Закрепление изученного материала
1.4 Создание игровой ситуации. Найди «белую ворону»
- Сосна, ель, рысь, карась.( карась из другого ПК - водоема)
-Гидросфера, почва, литосфера, биосфера, атмосфера (почва - компонент)
-Заяц, волк, косуля, олень (волк - хищник)
-Океан, луг, овраг, озеро (океан - крупный ПК)
2.4 Выполнение вопросов и заданий после текста параграфа.( 1,3,5 )
V Домашнее задание:
1 уровень: знать, что обозначают географические термины ПК, географическая оболочка, биосфера, уметь приводить примеры разнообразных ПК
2 уровень : приведите примеры того , как в результате изменения одного компонента меняется весь природный комплекс
3 уровень: докажите, что Мировой круговорот воды связывает компоненты географической оболочки.
VI Итог урока (рефлексия)
Все компоненты природы взаимодействуют и образуют единую оболочку, которая называется географической. Географическая оболочка самый большой природный комплекс. Ее составляют оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Условия в географической оболочке оказались благоприятными для развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они создали «живую» оболочку Земли - биосферу. Учение о биосфере разработал академик Владимир Иванович Вернадский.
IV Закрепление изученного материала
1.4 Создание игровой ситуации. Найди «белую ворону»
- Сосна, ель, рысь, карась.( карась из другого ПК - водоема)
-Гидросфера, почва, литосфера, биосфера, атмосфера (почва - компонент)
-Заяц, волк, косуля, олень (волк - хищник)
-Океан, луг, овраг, озеро (океан - крупный ПК)
2.4 Выполнение вопросов и заданий после текста параграфа.( 1,3,5 )
V Домашнее задание:
1 уровень: знать, что обозначают географические термины ПК, географическая оболочка, биосфера, уметь приводить примеры разнообразных ПК
2 уровень : приведите примеры того , как в результате изменения одного компонента меняется весь природный комплекс
3 уровень: докажите, что Мировой круговорот воды связывает компоненты географической оболочки.
VI Итог урока (рефлексия)